Живописное единство картины — определенная согласованность всех элементов картины, а также освещения и воздушной среды в тоновых, цветовых, яркостных отношениях. Пути достижения живописного единства картины раскрывает подробно описанная в следующей главе система живописных отношений — основополагающий метод работы профессиональной деятельности художника. Этот метод основывается на том, что окраску изображаемых предметов необходимо постоянно сравнивать между собой и находить различие. П е р в ы м этапом в написании картины, основой для дальнейшей живописи цветными красками, является разбор тоновых отношений в натуре — это исполнение картины в технике классической гризайли — световая моделировка изображаемых предметов двумя красками (белой и черной). В т о р ы м этапом осуществляется прописка трехцветной гризайли. Существует прекрасная возможно наблюдать трехцветную гризайль в жизни — у костра в ночной степи. Из мрака ночи светом пламени выхватываются причудливые силуэты фигур людей, сидящих у костра. Внимательно рассматривая их, мы за- мечаем: чем ближе фрагмент фигуры к свету пламени, тем он ярче осве- щен (почти бело-желтым светом) и выглядит самым светлым по тону пятном. Постепенно удаляющиеся от источника света (пламени кост- ра) части фигуры освещены более слабо и смотрятся темнее по тону, и имеют более темные цветовые оттенки: желто-охристые, охристые, охри- сто-оранжевые, оранжевато-красноватые, красновато-охристо-коричне- вые, и так постепенно темнеют, уходят в глубокую темную ночь. Тени же на фигурах людей не ясны, в этих тенях нет ни контуров, ни реф- лексов, неосвещенные части словно канули в черную бездну ночного мрака степи. Трехцветная гризайль основана на использовании ахроматических (бес- цветных) цветов — черного, белого, а также их производного серого, с ис- Глава 2. Основные законы разработки тоновых отношений при изображении пейзажа 59 пользованием одного цветового оттенка приглушенного звучания — охра, где цвет охра является олицетворением цвета освещения, озарившего то- новой разбор предметов. Охра — это воплощение теплого