После кропотливого изучения элементов пейзажа можно перейти к самостоятельной работе над фрагментом пейзажа с натуры. Фрагмент пейза 48 Часть 2. Анализ основных законов пейзажной живописи жа — это одно деревце, интересный пучок травы у тропинки и небольшая часть неба. Натурой называется реальная действительность, служащая предметом изображения для художника. Рисовать с натуры — значит рисовать не по па- мяти. В этюде пейзажа постарайтесь передать и состояние солнечного (или ненастного) дня, воздушную атмосферу, а также общий цвет и тон неба — общее эмоциональное настроение пейзажа. Постоянно сравнивайте по тону и по цвету, по яркости предметы между собой (например белое облако со стволом белой березы или белой стеной дома, освещенную крышу с белой стеной в тени...). Учитывайте определенный порядок работы над пейзажем: • на листе провести линию горизонта, т. е. определить соотноше- ние неба и земли; • прорисовать в самых широких обобщениях формы растений, деревьев, зданий, почвы; • уточнить основные пропорции между элементами пейзажа с учетом законов линейной перспективы и при этом не увлека- ясь мелкой деталировкой; • определить освещенные места и проложить тени; • определить и наметить четкие, мягкие и размытые контуры форм; • продумать и наметить композиционный центр, предметы рас- полагают с таким расчетом, чтобы направить внимание зрите- ля к композиционному центру. В компоновке пейзажа обычно избегают повторяемости ряда го- ризонтальных прямых, параллельных краям холста. Тянущиеся через весь рисунок горизонтальные ограды, дорожки и другие па- раллели затрудняют передачу глубины пейзажа, тогда как линии диагональные, уходящие к горизонту, часто подчеркивают про- странственное построение.