На шестом этапе можно приступить к выполнению копий картин пейзажа замечательных русских живописцев: В. Д. Поленова, В. А. Серова, И. И. Левитана, К. А Коровина, Ф. А. Васильева, А. К. Саврасова и др. Это расширит ваше представление об основных принципах строения пейзажа, будет способствовать более уверенной работе на пленэре. Копирование произведений живописи и графики дает положи- тельные результаты, когда им занимаются уже в значительной сте- пени подготовленные учащиеся, способные сознательно относить- ся к процессу копирования, изучая и раскрывая метод и технику работы большого художника. Иначе обстоит дело, когда за копирование берутся неподготовленные ученики, еще не способные к проведению анализа творческого произведения. Ибо пассивное срисовывание приносит мало пользы и, вкореняясь в привычку, наносит определенный вред их работе по изучению натуры, требующей от учащихся большого терпения и внимания. Основной вред состоит в том, что начинающий художник часто берет себе в практику чужие штампы в изображении того или иного предмета (деревья, цветы, облака и т. п.), тем самым лишая себя возможности самостоятельно выходить на пленэр и раскрывать, развивать собственный талант, своеобразный стиль письма и, возможно, более оригинальное, проникновенное понимание в трак- товке натуры.