Отражения на спокойной глади воды словно уходят в глубину верти- кальными, темными и расплывчатыми полосами, иногда они прерываются узкими светлыми горизонтальными рябями, которые и помогают отчасти передать водную поверхность. Водная гладь имеет еще и рефлексы от го- лубого купола небес, теплого солнечного освещения. 46 Часть 2. Анализ основных законов пейзажной живописи Помните, цвет и тон, а также и яркость этих рефлексов меняются в соответствии с изменением тона, цвета, яркости небесного, сол- нечного освещения, т. е. в соответствии с погодными условиями. При изображении водных поверхностей необходимо стремиться передать степень прозрачности воды, тонкое кружево волн, фак- туру усыпанного галькой морского берега, прихотливый след лод- ки на уснувшей глади воды, при этом постараться сохранить про- зрачность красок. Необходимо помнить, что отражения в воде и предметы, видимые сквозь ее слой, теряют четкость очертаний. Отражения в воде будут всегда выглядеть более теплыми по цвету и более темными по тону, чем непосредственно сам предмет, который отражается в воде. Все контрасты натуры, отражаясь в воде, сближаются. Прежде всего, надо выявить в рисунке самую плоскость воды, ко- торая отражает не все падающие на нее лучи, в результате чего то- нальные отношения в отражениях более сближены, чем в натуре, темные тени кажутся светлее, а светлые места становятся темнее, и объемные предметы дают в воде плоские отражения. При изображении бурной пенистой реки следует помнить, что вода в ней теряет свою прозрачность, при этом трудно передать из- менчивую пену волн. Для этого необходимо вглядываться в повто- ряющиеся моменты, в характер нарастающих и падающих волн, стремиться запомнить их очертания и цвет, тон, затем снова и сно- ва проверить их через какое-то время. В отражениях предметы изображают перевернутыми и рисуют их нижнюю часть, отраженную в воде. Отражение размещается соот- ветственно положению предметов на берегу. Крупные близкие волны на первом плане изображаются постепен- ным уменьшением волн и переходом к мягкому обобщению к го- ризонту. При передаче больших ровных поверхностей воды, а также лугов, полей стремитесь так положить их в картине, чтобы вместо гори- зонтальных плоскостей не получилось вертикальных стен. Для этого необходимо определить тональную, цветовую, яркостную разницу между ближними и дальними частями поверхности.