В пейзаже многое изменчиво, и художнику, рисующему с натуры, отчас- ти приходится рисовать по памяти, например, облака, форма и положение которых быстро меняются. По своему внешнему виду облака делятся на ряд категорий: • параллельные, переплетающиеся, как волокна, вытянутые в одном или разных направлениях — перистые облака, так называемые «цирусы»; • конические по форме, иногда напоминающие «башни» на горизон- тальных основаниях — кучевые облака, называемые «кумлюсы»; • плоские, образованные высокой облачностью слоистые облака, похо- жие на «бесконечно широкие простыни», называются «стратусы». При написании облаков и основных планов небесного простран- ства следует обратить внимание на следующие моменты. 1. Если вы не уделяете должного внимания в картине передаче характерных особенностей различных форм облаков, то они те- ряют свою жизненную правдивость. 2. Необходимо выполнять этюды облаков, расцветки неба в раз- ные часы дня. 3. Проследите первый, второй, третий и т. д. планы в изображе- нии неба, например, в солнечный день, где цвет неба постепен- но светлеет от зенита (это фрагмент неба у вас над головой) по мере приближения к горизонту (т. е. к дальнему плану карти- ны). В пасмурную погоду тоновые отношения меняются с точ- ностью до наоборот. 4. Облака имеют менее густые, темные тени, чем другие изобра- жаемые элементы пейзажа. 5. Даже особо темные, грозовые тучи нельзя изображать очень плотными, похожими на булыжники, ибо при сравнении их с почвой всегда видна прозрачность, воздушность облаков. 6. Часто границы теневых частей облаков имеют мягкие перехо- ды к общему цвету, тону неба. 7. Надо помнить, что в перспективе однородные по характеру об- лака становятся меньше, по мере их удаления к горизонту и по- Глава 1. Основные этапы освоения пейзажа... 45 лосы неба между ними также сужаются и изменяются по тону и цвету. 8. Рисуя с натуры, надо отличать высокие облака от низких, при этом низкие показывайте на рисунке ближе верхних. Наиболее низкие облака часто имеют расплывчатые и рваные очертания расползающегося тумана. Перистые облака очень легкие, почти сливаются с тоном неба. 9. Прорисовывая кучевые облака, их тени следует изображать ус- ветляющимися по мере удаления их к горизонту. 10. Часто облака видны на небе в два, три слоя. Желательно наме- чать и расположение пейзажей, над которыми проплывают об- лака.