Проанализируйте, на какой высоте ствола дерева начинается ветвь, какое у нее строение, ее общую форму, пластику, соотношение вет- вей между собой. Глава 1. Основные этапы освоения пейзажа... 39 Постарайтесь передать характерные особенности данной породы дерева, общее направление ветви дерева, под каким углом ветвь находится по отношению к стволу дерева, куда уходит ее оконча- ние. Есть породы деревьев, у которых ветви растут почти гори- зонтально, т. е. широко раскинуты в стороны (например, сосна), встречаются породы деревьев, у которых ветви располагаются вертикально (например, тополь) или ниспадают вниз (например, ива), и т. д., тем самым образовывая разную общую форму дерева (пирамидальную, шарообразную, веерно-раскидистую и т. д.). Важно передавать растения трехмерно, не изображать их плоски- ми. В изображении растений необходимо добиваться передачи объемности, показывать ракурсы веток, направленных на зрителя или удаляющихся в глубину. Следует изучать и расположение ветвей, и угловатость сучьев у разных древесных пород, прорисовывать дупла, намечать трещи- ны и кору на большой форме стволов деревьев. Отмечайте просветы (пустоты) в зелени листьев ветви: какой они формы, размера. Кроны деревьев рисуют не как перечисление листьев, а как цель- ные объемы, отмечая наиболее характерные и отделяющиеся от них ветви и листья. Необходимо учитывать характер движения и направленность ли- стьев. Есть породы деревьев, у которых большинство листьев рас- тет почти горизонтально, есть породы деревьев, у которых листья расположены наклонно, веерообразно или почти вертикально (на- пример, у так называемой вавилонской ивы). Следует передавать точно расположение листьев и в их общей форме на ветвях: либо они напоминают мелкие или крупные пучки, либо это «большие лапы», либо листья имеют рассеянный, мелкий кружевной харак- тер размещения. В рисунках, этюдах необходимо стремиться возможно точнее за- рисовать свои наблюдения, внося в них максимум подробностей, не боясь впасть в натурализм.