Древнее русское, глубоко национальное, декоративно-прикладное искусство написания цветочных, растительных узоров является тем самым «золотым ключиком», который поможет открыть начинающему художнику многие секреты живописи, понимание художественных стилей, ибо в нем отразились в сжатом, концентрированном виде, словно формула, основные принципы понимания и построения природных форм, прочтения их ритма. Хорошо владея росписью, вы будете прекрасно понимать живопись эпохи Возрождения и стили барокко, рококо, модерн, живопись выда-ющихся русских художников В. Д. Поленова, И. И. Левитана, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, И. Е. Репина и др., придет и осмысление композиции картин — соединение, сочетание волнообразных линий контуров предметов и контуров пустот, получающихся между ними, и т. д. На протяжении веков художниками-мастерами, например, хохломской росписи, были хорошо изучены растения родной природы с точки зрения формы, конструкции. Художественный образ растений, их характерная пластика, конечно же, усовершенствовались мастерами этой росписи из поколения в поколение, все более обогащаясь новыми интересными приемами письма, более углубленным осмыслением трактовки формы, дополнительными украшениями. И одновременно с этим сохранялись и отчеканивались главные, постоянно повторяющиеся элементы узора, неизменные принципы построения формы узора хохломской росписи, что в целом привело к созданию великолепных классических канонов хохломской росписи — замечательных образцов понимания и передачи, трактовки форм, основанных главным образом на сопряжении окружностей формы. Роспись — лучшее упражнение, помогающее начинающему художнику обрести виртуозное владение красотой волнообразных линий, их системой построения (более подробно о значении в изобразительном искусстве вол- нообразных линий см. часть 3, главу 5 «Значение волнообразной линии в изобразительном искусстве»). Рассмотрим приемы письма хохломской росписи, которые широко используются в академической пейзажной живописи. • Отработка рисунка элементов (растений) хохломской росписи в карандаше. Изучение сопряжения окружностей, заложенных в форме элементов росписи. • Отработка узора хохломской росписи красками с предваритель- но нанесенным рисунком узора. Изучение приемов письма ма- Глава 1. Основные этапы освоения пейзажа... 33 лой кистью — колонок №1-№2 и меньше, где кисть состоит из пяти или трех волосков. • Роспись узоров красками, без нанесения предварительной гра- фической разметки — является высшей степенью мастерства и владения кистью, владения пластикой форм узора. Это резуль- тат многолетнего опыта в освоении росписи.