Передача пластики предмета включает в себя не только прямую передачу характерного движения формы, пропорций предмета, но и преобразование изображаемой формы при создании образа, символа этого предмета.
Художник может трактовать, преобразовывать одну и ту же форму, так что она будет в каждом новом прорисованном своем варианте выражать различное эмоциональное настроение изображаемого предмета.
Одним из важнейших формообразующих факторов передачи пласти-
ки предмета в живописи и рисунке является эмоционально-эстетическое переживание художника, ибо художник прежде всего передает эмоции, а форма предмета воспринимает свои очертания от запроектированного по замыслу художника переживания.
Например, всем знакома пластика кошек — мягкие, плавные очертания формы, слегка округлые, вытянутые. Создавая образ кошки, художник может изобразить ее спокойную, ласковую или агрессивную, при этом трактовка пластики формы будет разной.
Достижение такого виртуозного владения формой, как и преобразова-
ние вообще чего-либо, основывается на длительном изучении предмета преобразования, его формы и содержания, строения, конструкции, пропорций, в нашем случае — это растение, формы его резных листочков, стебля, а также соотношения пропорций между частями.
Чтобы уловить и точно передать пластику растения (предмета), художнику следует руководствоваться тремя основными правилами:
• внимательное проникновение, эмоциональное перевоплощение
в объект изображения, приведенный выше;
• изучение приемов передачи пластики в декоративно-приклад-
ном искусстве (хохломской, палехской, федоскинской, жостов-
ской, городецкой росписи), т. е. освоение приема сопряжения
окружностей, имеющихся в форме;
• понимание пластики растения (предмета), его динамики дви-
жения приходит к начинающему художнику только через дли-
тельную и многократную прорисовку формы данного растения
(предмета).