Освоение пейзажа начинается с «личного знакомства» с каждым в от- дельности элементом природы. После кропотливого изучения, многократной прорисовки разно- образных видов растений, для вас более не будет существовать некой общей зеленой массы, как в природе, так и в картине, в каж- дой травинке вы будете видеть уже хорошо знакомого друга с ха- рактерными, своеобразными очертаниями и пластикой. Для художника-пейзажиста каждый в отдельности вид растения явля- ется своеобразным олицетворением азбуки природы. Для того чтобы опи- сать поэзию природы, необходимо изучить ее алфавит. При написании пейзажа необходимо руководствоваться таким общим принципом: каждый самый малый фрагмент вашего пейза- жа должен быть глубоко разработан, интересен, правдив, ибо «из мелочей состоит совершенство, а совершенство — вещь гениаль- ная». И тогда в целом ваш пейзаж поднимется на новый качествен- ный уровень. В живописной картине должен быть интересным каждый ее сантиметр! Не следует полагать, что искусство изображения природы представляет собой произвольную трактовку форм ее основных элементов. Конечно, живописные возможности, открываемые пейзажем, прельща- ют художника той относительной свободой трактовки живописных пере- живаний, которая невозможна в живописи портретной или тематической. Но в злоупотреблении этой свободой заложена опасность творческого ос- кудения или безответственности искусства.