Для того чтобы вдохновение-озарение, вдохновение-аффект, для- щееся непродолжительное время, все же пришло, необходимо по возможности всесторонне изучить разрабатываемую вами тему, глубоко находиться в ней, вести многовариантное переосмысле- ние ее, тогда-то, возможно, и придет вдохновение, мучительные поиски будут вознаграждены. Примером может послужить опыт известного русского живописца В. И. Сурикова при разработке колористического строя картины «Бояры- ня Морозова». Однажды художник увидел на белом снегу черную ворону, это послужило некой близкой и определенной аналогией — подсказкой, своего рода «трамплином», дающим возможность внезапно блеснувшей до- гадкой преодолеть «барьер» в решении творческой задачи. Важным слагаемым творческого процесса является и художественное мастерство. Мастерство — умение видеть повое в реальной жизни и глубоко анализи- ровать его средствами искусства. Мастерство предполагает свободное вла- дение изобразительно-выразительными средствами и техникой искусства, вне которых не может возникнуть художественное произведение. Интересно, что создание художественного произведения начинается с формирования содержания, причем художник, как доказано психологами, видит действительность в соответствии с требованиями и особенностями того вида искусства, который является его профессией. Изучение воспоминаний, мемуаров известных художников об истории создания своих произведений, исследования искусствоведов о творческом пути выдающихся живописцев помогут вам в осмыслении собственного творческого опыта, художественных способностей.