Необходимы терпение, настойчивость, выдержка, чтобы развить свои внутренние способности и достичь высот профессионализма в своей сфере искусства. Л. Н. Толстой отмечал, что сила таланта выражается и в том, насколько его обладатель оказывается способным пожертвовать своим спокойствием и благосостоянием во имя искусства. Воля и целеустремленность, самодисциплина, самоконтроль, тру- долюбие, готовность к «каторжному напряжению» необходимы художнику не в меньшей мере, чем сама способность к интуитив- ному познанию. С точки зрения эстетической теории творчества можно выявить некоторые общие закономерности в организации творческого труда. Прежде всего хотелось бы отметить, что вдохновение является к тому, кто умеет побеждать свое нерасположение духа. Собственно этим отличается профессионал от дилетанта. Вдохновение в любых его формах представляет собой особое состоя- ние человеческой психики, предполагающее повышенную творческую активность индивида. Известный скульптор Огюст Роден, обращаясь к молодым художникам, утверждал, что не следует рассчитывать на вдохновение. Его не существу- ет. Единственные добродетели художника — мудрость, внимательность, искренность, воля. По его мнению, надо запастись терпением и выполнять свой труд, как честные рабочие. Противоречивые высказывания о вдохновении вызваны тем, что существует два вида вдохновения. Первый вид, так называемое «вдохновение-страсть», может длиться в течение многих лет — от первого замысла и начальных эскизов до окон- чательного завершения произведения. Второй вид — это «вдохновение-аффект», длящийся всего лишь несколько часов подряд. Регулировать творческую деятельность удается, совмещая систематич- ность труда с переключением с одного вида занятий на другой. Такое уме- ние вовремя остановить работу, сосредоточиться на одних ее этапах, «за- быв» о других, можно назвать правилом. Нередко так бывает: художнику хочется писать, творить и замысел есть, но опыт и рассудок подсказывают, что образ еще требует времени для до- полнительной проработки и анализа. И в ожидании озарения, этой интуи- тивной подсказки, художник распределяет время в пользу художествен- ной деятельности, требующей лишь логического размышления. В этом отношении интересны рефлексивные наблюдения А. С. Пушкина при написании им трагедии «Борис Годунов».