Планы живописца — это обычно первоначальный эскиз как в своей «идеальной», так и в «материализованной» форме. Общий путь — схема движения художественной мысли в изобразительном искусстве, представляет собой движение от идеального представления (первичного замысла) к эскизу, а затем через этюды — к законченной картине. Характерно, что промежуточные звенья этой цепи могут меняться местами и даже как бы выпадать. Возможно, художник сразу, пропуская этюдную или эскизную стадию, создает большое удачное произведение. Порой этюд вырастает до значения законченного произведения (этюды И. Е. Репина к картине «Заседание Государственного Совета» или его «Протодиа- кон»). Такие пропуски отдельных звеньев означают не их ликвидацию, а необыкновенно тесное смыкание близких, но все же разных этапов творческого процесса, когда практически их уже невозможно расчленить даже самому автору. То есть в сознании художника образ будущей картины так ясно видится, или настолько глубоко прочувствован внутренний мир портретируемого, что художник не испытывает необходимости в специальном эскизе и пишет картину «сразу» в один или в два сеанса. Случаи такие редки, особенно при работе над большой сюжетно-тематической картиной. Творческое видение будущей картины должно устояться, отчет- ливо сформулироваться в сознании художника, это требует актив- ной работы ума в течение длительного времени, определенной последовательности в работе. Размышляя над эскизом, художник приобретает возможность проверки эстетического, эмоционального воздействия своей картины (ее темы) на публику, продумывается пластическое решение формы и содержания элементов, составляющих картину. В том случае, если начинающий художник избирает кратчайший, пра- вильнее сказать — легчайший путь к реализации замысла, минуя эскизы и этюды, и сразу переходит к законченному произведению, здесь чаще всего происходит подмена мастерства легковесной виртуозностью, и о картинах такого художника начинают говорить — «блестящи, но поверхностны».