Художник из различных этюдов, зарисовок, наблюдений составляет и пишет картину, которая всегда получается гораздо более интересней по сюжету и богаче в цветовом решении, чем первоначальный этюд, зари- совка. Художник подобен писателю, который из многообразных наблюдений за людскими судьбами, из этих реальных разрозненных «картинок» жизни пишет свой роман, создает яркий, выразительный, запоминающийся об- раз. Здесь возможно провести яркую аналогию по типу способностей в про- фессии художника и в профессии музыканта, где мы наблюдаем резкое и понятное разграничение между хорошим музыкантом — исполнителем и композитором. В этих профессиях достижения великолепного уровня ма- стерства в исполнении не дают возможности музыканту-исполнителю пе- рейти в новое качественное состояние — композитор, так же как и худож- ник-ремесленник никогда не станет художником-сочинителем, творцом, если не будет на то определенных природных способностей, задатков, а именно — того ключевого фактора в разграничении профессий Исполни- теля и Сочинителя, этого бесценного дара — воображения. Фантазия, воображение играют в искусстве огромную роль. На сочета- нии интеллектуальной способности к абстракции с развитым чувственным воображением художественный образ строится уже в самой первичной ста- дии своего формирования. Художник, начиная работу над произведением, мысленно представляет или старается представить себе его основные конту- ры, что и придает поискам жизненных впечатлений и средств художествен- ной выразительности целеустремленный и организованный характер. Из- вестный французский живописец Э. Делакруа писал об исключительном значении воображения в творческой деятельности так: Воображение необходимо и тогда художнику, когда перед ним воочию нахо- дится его натура — в зависимости от этого (есть или нет воображения) резуль- тат будет разный, и только тот, кто довообразит и все в целом заставит перели- ваться, только тот и осилит предстоящую ему живописную задачу, восхитит красотой, окружающей нас всюду. Ибо нет атома материи, в которой не содер- жалось бы поэзии... Только вкус определяет законы красоты, он редкий, как и сама красота, он по- зволяет угадывать прекрасное и позволяет художникам, обладающим даром воображения, ее создавать».