Каждому, кто рисует фломастером, надо учитывать его возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художе- ственные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно- оформительской работы. Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала — красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать сангиной можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом. Тем, кто не приобрел первых навыков в рисунке, рабо- тать сангиной не рекомендуется. Осваивать тех- нику работы этим материалом следует начинать в набросках, а продолжить в более длительных рисунках с натуры или по представлению. Рафаэлем, Рубенсом, Микеланджело, Рембранд- том, Тицианом, Шарденом и многими други- ми,— разнообразны по техническим приемам. Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают раз- ных размеров и из разных материалов. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не цара- пало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое — живую и выра- зительную.