В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» (ил. 162) художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами. Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163). Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и на- клона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко дога- даться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает. Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит назва- ние световой перспективы. Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.