Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной пер- спективы мы передаем пространство в рисун- ке, то в живописи не обойтись без учета изме- нений цветовых и тональных отношений на- туры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые — теплые. Об этом вы можете прочитать во 2-й части учеб- ника «Основы живописи». Искусством использования света в живопи- си владел, как никто другой, великий Рем- брандт. Он зажег своей кистью свет, согрева- ющий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним све- том. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие ху- дожника — в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе чело- века. В его картинах свет, высвечивая из темно- ты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой. Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо. При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.