Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверх- ностями, но и с помощью светотени. Свет и тень (светотень) — очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Светотенью так же, как и перспективой, художники пользу- ются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру пред- метов так убедительно, что они, казалось, оживали в произве- дениях. Свет помогает передать и окружающую среду. Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием. Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Грим- шоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега ("Репетиция балета") передали в своих картинах свет от разных источников освещения, обратите на это внимание (ил. 149—152). Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное челове- ком) от свечи, лампы, прожектора и др.