На Востоке и на Западе художники разных времен еще применяют «свободную» систему перспективы, то есть созна- тельно допускают нарушения перспективных правил. Живое не- посредственное чувство, возникающее при работе с натуры, тоже вносит свои коррективы в изображение пространства. Например, импрессионисты осуществили попытку изобразить мир так, как мы его чувствуем, не перспективное сокращение плоскостей, а свет, запах, цвет — целостное впечатление от натуры. К XX веку сложилось убеждение, что ренессансная система перспективы не всегда эффективна. Значительные перемены в жизнь внесло появление фотографии, кино, компьютерной графики. Принцип монтажного мышления помогает совмещать в одном изображении разные точки зрения на объект. Произве- дения художников XX века позволяют уже говорить о много- мерности пространства. П. Пикассо, С. Дали, Ж. Брак созна- тельно нарушают многие перспективные закономерности, показывая новые миры в других измерениях.