В средние века используются достижения античности и возникает иной тип пространства, поскольку все внимание сосредотачивается на духовной и эмоциональной жизни людей. На многих алтарных росписях, фресках, иконах, книжных миниатюрах сохраняется единое пространство и оно, вопреки общему мнению, передается абсолютно правильно с точки зрения перспективы, но по-другому — не с помощью перспек- тивных сокращений, а через геометризированные схемы и символы. Художники используют синтез перспективных и неперспективных методов изображения. Когда происходит изменение средневековых представле- ний, становится возможным переход к иным средствам пере- дачи пространства. Еще в XV веке художники научились рисовать пейзажи как бы с высоты птичьего полета. Открытие такой перспекти- вы было возможно благодаря силе воображения. Эпоха Возрождения впервые создала математически стро- гое учение о способах передачи пространства, назвав его сис- темой перспективы. У художников Ренессанса перспектива становится тем методом, который позволяет познать мир. Основной принцип эстетики Возрождения: человек — мера всех вещей — имеет наглядное воплощение на фреске Рафаэля «Афинская школа», изображающей крупнейших мыслителей античности. В пространственных построениях учитываются пропорции человека. Величие человека определяет величие архитектуры. Именно перспективные сокращения архитек- турных конструкций подчеркивают глубину изображения. Все линии построения направлены в центральную точку схо- да, где расположены главные фигуры — Платон и Аристотель. Платон указывает на небо, подчеркивая своим жестом, что материя не существует без мира идей. Аристотель отстаивает превосходство земного опыта, материального над идеальным, духовным, и указывает на землю (ил. 97).