Античное искусство установило идеальные пропорции и для головы человека, согласно которым она по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин (ил. 83). Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верх- нюю — линией волос, а нижнюю — основанием носа. Получа- ется четыре равные части. Расстояние между глазами прини- мается равным ширине крыльев носа. Расстояние от бровей до основания носа определяет величи- ну ушей. В действительности редко встречаются у людей та- кие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуаль- ные пропорции живой натуры. Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропор- ции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропор- ций. Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соот- ношениями таких же деталей в натуре. Переходя к эмоциональной характеристике портретируемо- го, полезно изучить схемы лица при различных психологиче- ских состояниях на ил. 84.