Живописное единство картины

Живописное единство картины — определенная согласованность всех
элементов картины, а также освещения и воздушной среды в тоновых, цветовых, яркостных отношениях.
Пути достижения живописного единства картины раскрывает подробно описанная в следующей главе система живописных отношений — основополагающий метод работы профессиональной деятельности художника.
Этот метод основывается на том, что окраску изображаемых предметов необходимо постоянно сравнивать между собой и находить различие.

П е р в ы м этапом в написании картины, основой для дальнейшей живописи цветными красками, является разбор тоновых отношений в натуре — это исполнение картины в технике классической гризайли — световая моделировка изображаемых предметов двумя красками (белой и черной).
В т о р ы м этапом осуществляется прописка трехцветной гризайли.
Существует прекрасная возможно наблюдать трехцветную гризайль
в жизни — у костра в ночной степи.
Из мрака ночи светом пламени выхватываются причудливые силуэты
фигур людей, сидящих у костра. Внимательно рассматривая их, мы за-
мечаем: чем ближе фрагмент фигуры к свету пламени, тем он ярче осве-
щен (почти бело-желтым светом) и выглядит самым светлым по тону
пятном. Постепенно удаляющиеся от источника света (пламени кост-
ра) части фигуры освещены более слабо и смотрятся темнее по тону, и
имеют более темные цветовые оттенки: желто-охристые, охристые, охри-
сто-оранжевые, оранжевато-красноватые, красновато-охристо-коричне-
вые, и так постепенно темнеют, уходят в глубокую темную ночь. Тени
же на фигурах людей не ясны, в этих тенях нет ни контуров, ни реф-
лексов, неосвещенные части словно канули в черную бездну ночного
мрака степи.
Трехцветная гризайль основана на использовании ахроматических (бес-
цветных) цветов — черного, белого, а также их производного серого, с ис-
Глава 2. Основные законы разработки тоновых отношений при изображении пейзажа 59
пользованием одного цветового оттенка приглушенного звучания — охра,
где цвет охра является олицетворением цвета освещения, озарившего то-
новой разбор предметов.
Охра — это воплощение теплого