Тональные отношения в рисунке

По словам Н. П. Крымова, видеть точно тон гораздо труднее, чем видеть цвет. В этом каждый может убедиться, пробуя определить разницу в цветах светофора. То что один красный, другой зеленый цвет — это скажет каждый, но только немногие верно определят, который из них светлее.
Благодаря тоновому изменению цвета мы наблюдаем объем предмета, а также степень его удаленности от нас, и таким образом получаем представление о расстоянии, перспективе. Под тоновым изменением цвета имеются в виду темные или светлые краски вообще, и каждый цвет в отдельности может быть представлен в более темном варианте или в более светлом.
Известно, что тональные отношения — это степень интенсивности све-
та и тени, дающая нашим глазам возможность различать расстояние между предметами и передавать на плоскости впечатление глубины.
Без верно взятого тона невозможно правдиво передать общее состояние
дня в природе, перспективу и материал. Требуется длительное время для обучения и приобретения навыков определения тона в ходе практической художественной деятельности. Но эта задача вполне решаемая.
Несомненно, что в реалистической живописи тон играет главную, определяющую роль. Все великие реалисты прошлого писали тоном. Это известные художники: И. Е. Репин, И. И. Левитан, И. Н. Крамской, В. А. Серов,
К. А. Коровин, В. Д. Поленов, А. Е. Архипов и др.
Картина не может быть живописной, если мы не учтем самого главного — значения и влияния общего тона светового состояния в натуре и в картине.
Известно, что освещенность — могучий источник тонального объединения картины. Она создает весь диапазону все движение тонов (от светлых
до темных) общего состояния в наблюдаемом фрагменте природы.
Именно она увеличивает и уменьшает число видимых светлых пятен, или вызывает множество резких различий между предметами, или уводит предметы в темноту, в цветовую неразличимость.
Действительно, в природе, в сумерках все выглядит более темным, чем в дневные часы. В солнечный день все освещенные предметы выглядят светлее, чем в пасмурный, в комнате — темнее, чем под открытым небом, а в лесу — темнее, чем в поле.
Чувство общего тона, цвета и яркости освещения (небесного и солнеч-
ного, искусственного) есть самое главное в живописи.