Тоновые решения в пейзаже

В природе и в картине, являющейся ее отражением, самое светлое пятно может быть любого цветового оттенка и не обязательно ярко-белым. Наиболее темное пятно также бывает любого цветового оттенка, т. е. оно не всегда будет глубоко черным.
Начинающим художникам необходимо помнить, что диапазон на-
шей палитры от самой светлой краски до самой темной значитель-
но меньше, чем диапазон красок природы (особенно в его светлой
части), где самым светлым является источник света, огонь или
белый предмет, освещенный солнцем, а темным — абсолютная
темнота, где глаз перестает различать колебания цвета.
Уместным будет вспомнить высказывания художника Альберти (XV в.) о белом цвете в картине. Он писал, что никогда нельзя делать какую-либо поверхность настолько белой, чтобы нельзя было сделать ее еще белее. Даже, если художник одевает (свои фигуры) в самые светлые одежды, он должен остановиться далеко от последней белизны. Живописец не находит ничего иного, кроме белого цвета, чтобы представить блеск отшлифованного меча.
Художнику при создании живописного произведения необходимо
глубоко проанализировать тон освещения, общий тон воздушной
среды и определить, в каком тоновом разделе находится общее
тональное состояние натуры, какой тоновой диапазон оттенков
будет заложен в основе данной картины. Ибо художник пишет в
своей картине не весь видимый мир, который предстал перед его
глазами, а лишь понравившийся фрагмент этого окружающего
мира, и в нем не всегда присутствуют оттенки полного диапазона
тоновой шкалы.
Таким образом, при написании живописного произведения возможно использование как максимальных тональных границ (от ярко-белого цвета — до глубокого черного цвета), так и использование лишь ее тоновых разделов, в зависимости от натуры.