Основные законы разработки тоновых отношений при изображении пейзажа

Рассмотрим основные принципы понимания тоновых отношений в картине в целом, ибо любой художественный замысел видится и начинает определяться, разрабатываться в первую очередь с тональной композиции картины.
Важно понять, что все богатейшее разнообразие цветовых оттенков окружающего нас мира имеет ограниченную тональную основу, своеобразную тоновую шкалу, ее максимальные тональные границы – это все множество ахроматических (бесцветных) оттенков от ярко-белого до глубокого черного цвета (рис. 5).
Все тональное разнообразие, которое мы видим в природе, художник
передает красками, где белила являются олицетворением самого светлого пятна, например сияния солнца, светлее белил нет краски, и самое темное пятно изображаемой натуры пишется черной краской в картине. Градация
от белой краски до черной, богатейшая шкала различных тоновых оттен-
ков — ей подвластно передать все тональное разнообразие природы.
Тоновая шкала с ее максимальными тональными границами (от ярко-
белого цвета до глубокого черного цвета) показывает нам пределы движе-
ния любого цвета от его самого светлого состояния до его самого темного состояния.
Тоновая шкала имеет в себе три раздела: высокий, средний, низкий. Высокий раздел — это набор оттенков очень светлого диапазона, затем — раздел средней темности диапазона оттенков, и наконец, низкий раздел, диапазон оттенков более темных, сумеречных (см. рис. 5).

В живописном произведении художественное содержание выражено
выбором мотива, композицией, цветом, но общий тон, богатство тоновых
оттенков, переходов, переливов в живописи играет особую роль, они наполняют произведение поэтическим, духовным содержанием.