Самостоятельная работа на пленэре

После кропотливого изучения элементов пейзажа можно перейти к самостоятельной работе над фрагментом пейзажа с натуры. Фрагмент пейза 48 Часть 2. Анализ основных законов пейзажной живописи
жа — это одно деревце, интересный пучок травы у тропинки и небольшая
часть неба.
Натурой называется реальная действительность, служащая предметом
изображения для художника. Рисовать с натуры — значит рисовать не по па-
мяти.
В этюде пейзажа постарайтесь передать и состояние солнечного
(или ненастного) дня, воздушную атмосферу, а также общий цвет
и тон неба — общее эмоциональное настроение пейзажа.
Постоянно сравнивайте по тону и по цвету, по яркости предметы
между собой (например белое облако со стволом белой березы или
белой стеной дома, освещенную крышу с белой стеной в тени…).
Учитывайте определенный порядок работы над пейзажем:
• на листе провести линию горизонта, т. е. определить соотноше-
ние неба и земли;
• прорисовать в самых широких обобщениях формы растений,
деревьев, зданий, почвы;
• уточнить основные пропорции между элементами пейзажа с
учетом законов линейной перспективы и при этом не увлека-
ясь мелкой деталировкой;
• определить освещенные места и проложить тени;
• определить и наметить четкие, мягкие и размытые контуры
форм;
• продумать и наметить композиционный центр, предметы рас-
полагают с таким расчетом, чтобы направить внимание зрите-
ля к композиционному центру.
В компоновке пейзажа обычно избегают повторяемости ряда го-
ризонтальных прямых, параллельных краям холста. Тянущиеся
через весь рисунок горизонтальные ограды, дорожки и другие па-
раллели затрудняют передачу глубины пейзажа, тогда как линии
диагональные, уходящие к горизонту, часто подчеркивают про-
странственное построение.