Изучение водной глади

Отражения на спокойной глади воды словно уходят в глубину верти-
кальными, темными и расплывчатыми полосами, иногда они прерываются
узкими светлыми горизонтальными рябями, которые и помогают отчасти
передать водную поверхность. Водная гладь имеет еще и рефлексы от го-
лубого купола небес, теплого солнечного освещения.
46 Часть 2. Анализ основных законов пейзажной живописи
Помните, цвет и тон, а также и яркость этих рефлексов меняются
в соответствии с изменением тона, цвета, яркости небесного, сол-
нечного освещения, т. е. в соответствии с погодными условиями.
При изображении водных поверхностей необходимо стремиться
передать степень прозрачности воды, тонкое кружево волн, фак-
туру усыпанного галькой морского берега, прихотливый след лод-
ки на уснувшей глади воды, при этом постараться сохранить про-
зрачность красок.
Необходимо помнить, что отражения в воде и предметы, видимые
сквозь ее слой, теряют четкость очертаний. Отражения в воде будут
всегда выглядеть более теплыми по цвету и более темными по тону,
чем непосредственно сам предмет, который отражается в воде. Все
контрасты натуры, отражаясь в воде, сближаются.
Прежде всего, надо выявить в рисунке самую плоскость воды, ко-
торая отражает не все падающие на нее лучи, в результате чего то-
нальные отношения в отражениях более сближены, чем в натуре,
темные тени кажутся светлее, а светлые места становятся темнее,
и объемные предметы дают в воде плоские отражения.
При изображении бурной пенистой реки следует помнить, что
вода в ней теряет свою прозрачность, при этом трудно передать из-
менчивую пену волн. Для этого необходимо вглядываться в повто-
ряющиеся моменты, в характер нарастающих и падающих волн,
стремиться запомнить их очертания и цвет, тон, затем снова и сно-
ва проверить их через какое-то время.
В отражениях предметы изображают перевернутыми и рисуют их
нижнюю часть, отраженную в воде. Отражение размещается соот-
ветственно положению предметов на берегу.
Крупные близкие волны на первом плане изображаются постепен-
ным уменьшением волн и переходом к мягкому обобщению к го-
ризонту.
При передаче больших ровных поверхностей воды, а также лугов,
полей стремитесь так положить их в картине, чтобы вместо гори-
зонтальных плоскостей не получилось вертикальных стен. Для
этого необходимо определить тональную, цветовую, яркостную
разницу между ближними и дальними частями поверхности.