Изучение небесного пространства

В пейзаже многое изменчиво, и художнику, рисующему с натуры, отчас-
ти приходится рисовать по памяти, например, облака, форма и положение
которых быстро меняются.
По своему внешнему виду облака делятся на ряд категорий:
• параллельные, переплетающиеся, как волокна, вытянутые в одном или
разных направлениях — перистые облака, так называемые «цирусы»;
• конические по форме, иногда напоминающие «башни» на горизон-
тальных основаниях — кучевые облака, называемые «кумлюсы»;
• плоские, образованные высокой облачностью слоистые облака, похо-
жие на «бесконечно широкие простыни», называются «стратусы».
При написании облаков и основных планов небесного простран-
ства следует обратить внимание на следующие моменты.
1. Если вы не уделяете должного внимания в картине передаче
характерных особенностей различных форм облаков, то они те-
ряют свою жизненную правдивость.
2. Необходимо выполнять этюды облаков, расцветки неба в раз-
ные часы дня.
3. Проследите первый, второй, третий и т. д. планы в изображе-
нии неба, например, в солнечный день, где цвет неба постепен-
но светлеет от зенита (это фрагмент неба у вас над головой) по
мере приближения к горизонту (т. е. к дальнему плану карти-
ны). В пасмурную погоду тоновые отношения меняются с точ-
ностью до наоборот.
4. Облака имеют менее густые, темные тени, чем другие изобра-
жаемые элементы пейзажа.
5. Даже особо темные, грозовые тучи нельзя изображать очень
плотными, похожими на булыжники, ибо при сравнении их
с почвой всегда видна прозрачность, воздушность облаков.
6. Часто границы теневых частей облаков имеют мягкие перехо-
ды к общему цвету, тону неба.
7. Надо помнить, что в перспективе однородные по характеру об-
лака становятся меньше, по мере их удаления к горизонту и по-
Глава 1. Основные этапы освоения пейзажа… 45
лосы неба между ними также сужаются и изменяются по тону и
цвету.
8. Рисуя с натуры, надо отличать высокие облака от низких, при
этом низкие показывайте на рисунке ближе верхних. Наиболее
низкие облака часто имеют расплывчатые и рваные очертания
расползающегося тумана. Перистые облака очень легкие, почти
сливаются с тоном неба.
9. Прорисовывая кучевые облака, их тени следует изображать ус-
ветляющимися по мере удаления их к горизонту.
10. Часто облака видны на небе в два, три слоя. Желательно наме-
чать и расположение пейзажей, над которыми проплывают об-
лака.