Классическая гризайль

На первой стадии роспись напоминает классическую гризайль (англ. еп grisaille — «серое с белым»), в которой световая моделировка изображаемых предметов производится белой и черной красками. Как и в станковой живописи, техника гризайль всегда служит основой для дальнейшей живописи цветными красками.
Далее живопись ведется прозрачными, лессировочными красками, т. е. сквозь верхние красочные слои кое-где просвечивается гризайльная основа, органично вплавленная в многослойную роспись. Роспись отличается богатыми цветовыми, тоновыми, яркостными нюансами, подчиненными цветовым, тоновым, яркостным характеристикам фона, т. е. поверхности подноса.
В этой росписи используются принципы классической масляной живописи прошлого, где лессировочное письмо ложится по светлому подмалевку, иногда применяется и воздушная дымка, окутывающая натюрморт, смягчая очертания цветов и листьев.
Классическим письмом росписи являются ритмичные узоры с мотивом травок, всевозможных колосков, ягод, листьев со стеблями и разнообразных полевых цветочков родной природы, основу которых составляет волнообразная линия с отходящими в стороны завитками, мелкими тонкими линиями.
Хотелось бы отметить, что в целом узор росписи имеет легкий ажурный
рисунок, словно кружево, сквозь которое просвечивает цветной фон.
Абсолютно точно подмечено художниками-мастерами росписи прош-
лых веков, что в природе все растения (травы, цветы, кустарники и дере-
вья) больших и малых размеров имеют узорный, прозрачный, кружевной
рисунок формы в целом, и сквозь него проглядывает и небо, и поля, и даль-
ний лес…
Роспись являет нам собой прекрасный урок постижения ритма в жи-
вописи.