Русская живопись

Древнее русское, глубоко национальное, декоративно-прикладное искусство написания цветочных, растительных узоров является тем самым «золотым ключиком», который поможет открыть начинающему художнику многие секреты живописи, понимание художественных стилей, ибо в нем отразились в сжатом, концентрированном виде, словно формула, основные принципы понимания и построения природных форм, прочтения
их ритма.
Хорошо владея росписью, вы будете прекрасно понимать живопись
эпохи Возрождения и стили барокко, рококо, модерн, живопись выда-ющихся русских художников В. Д. Поленова, И. И. Левитана, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева, И. Е. Репина и др., придет и осмысление композиции картин — соединение, сочетание волнообразных линий
контуров предметов и контуров пустот, получающихся между ними, и т. д.

На протяжении веков художниками-мастерами, например, хохломской росписи, были хорошо изучены растения родной природы с точки зрения формы, конструкции. Художественный образ растений, их характерная пластика, конечно же, усовершенствовались мастерами этой росписи из поколения в поколение, все более обогащаясь новыми интересными приемами письма, более углубленным осмыслением трактовки формы, дополнительными украшениями.

И одновременно с этим сохранялись и отчеканивались
главные, постоянно повторяющиеся элементы узора, неизменные принципы построения формы узора хохломской росписи, что в целом привело к созданию великолепных классических канонов хохломской росписи — замечательных образцов понимания и передачи, трактовки форм, основанных
главным образом на сопряжении окружностей формы.
Роспись — лучшее упражнение, помогающее начинающему художнику
обрести виртуозное владение красотой волнообразных линий, их системой
построения (более подробно о значении в изобразительном искусстве вол-
нообразных линий см. часть 3, главу 5 «Значение волнообразной линии
в изобразительном искусстве»).
Рассмотрим приемы письма хохломской росписи, которые широко
используются в академической пейзажной живописи.
• Отработка рисунка элементов (растений) хохломской росписи
в карандаше. Изучение сопряжения окружностей, заложенных
в форме элементов росписи.
• Отработка узора хохломской росписи красками с предваритель-
но нанесенным рисунком узора. Изучение приемов письма ма-
Глава 1. Основные этапы освоения пейзажа… 33
лой кистью — колонок №1-№2 и меньше, где кисть состоит из
пяти или трех волосков.
• Роспись узоров красками, без нанесения предварительной гра-
фической разметки — является высшей степенью мастерства и
владения кистью, владения пластикой форм узора. Это резуль-
тат многолетнего опыта в освоении росписи.