Что такое вдохновение?

Необходимы терпение, настойчивость, выдержка, чтобы развить свои
внутренние способности и достичь высот профессионализма в своей сфере искусства. Л. Н. Толстой отмечал, что сила таланта выражается и в том,
насколько его обладатель оказывается способным пожертвовать своим
спокойствием и благосостоянием во имя искусства.
Воля и целеустремленность, самодисциплина, самоконтроль, тру-
долюбие, готовность к «каторжному напряжению» необходимы
художнику не в меньшей мере, чем сама способность к интуитив-
ному познанию.
С точки зрения эстетической теории творчества можно выявить некоторые общие закономерности в организации творческого труда.
Прежде всего хотелось бы отметить, что вдохновение является к тому,
кто умеет побеждать свое нерасположение духа. Собственно этим отличается профессионал от дилетанта.
Вдохновение в любых его формах представляет собой особое состоя-
ние человеческой психики, предполагающее повышенную творческую активность индивида.
Известный скульптор Огюст Роден, обращаясь к молодым художникам,
утверждал, что не следует рассчитывать на вдохновение. Его не существу-
ет. Единственные добродетели художника — мудрость, внимательность,
искренность, воля. По его мнению, надо запастись терпением и выполнять
свой труд, как честные рабочие. Противоречивые высказывания о вдохновении вызваны тем, что существует два вида вдохновения.
Первый вид, так называемое «вдохновение-страсть», может длиться
в течение многих лет — от первого замысла и начальных эскизов до окон-
чательного завершения произведения. Второй вид — это «вдохновение-аффект», длящийся всего лишь несколько часов подряд.
Регулировать творческую деятельность удается, совмещая систематич-
ность труда с переключением с одного вида занятий на другой. Такое уме-
ние вовремя остановить работу, сосредоточиться на одних ее этапах, «за-
быв» о других, можно назвать правилом.
Нередко так бывает: художнику хочется писать, творить и замысел есть,
но опыт и рассудок подсказывают, что образ еще требует времени для до-
полнительной проработки и анализа. И в ожидании озарения, этой интуи-
тивной подсказки, художник распределяет время в пользу художествен-
ной деятельности, требующей лишь логического размышления.
В этом отношении интересны рефлексивные наблюдения А. С. Пушкина
при написании им трагедии «Борис Годунов».