Что такое воображение?

По словам известного русского художника-портретиста И. Н. Крамско-
го, он приступал к непосредственной работе над портретом, когда в созна-
нии уже был создан в общих чертах идеальный образ-видение, со всеми
подробностями и освещением. Оставалось лишь скопировать, запечатлеть
этот (возникший в сознании) идеальный образ на полотне.
Воображение нельзя путать с понятием «работа по памяти», где имеется
в виду точное повторение, зарисовка ранее увиденного предмета.
Воображение — это творческий дар, рождающий особую восприимчи-
вость, остроту видения мира и неиссякаемую фантазию, увлекающую в но-
вые сюжеты, образы.
Это загадочное качество — творческое воображение — порой проявляет-
ся в человеке очень рано. Сочинение сюжетов, образов на основе, получен-
ной и переосмысленной суммы жизненных впечатлений, является основ-
ной частью всей творческой работы живописца.
Так, известный русский живописец К. П. Брюллов, будучи уже смер-
тельно больным, лежа в постели, продолжал сочинять все новые компо-
зиции-сцены, зарисовывая их то карандашом, то акварелью — к примеру,
известный рисунок «В полдень» (1852). Уместно будет вспомнить и вы-
сказывание выдающегося художника-мариниста И. К. Айвазовского.
«Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным
по рукам и ногам. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления
живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографи-
ческим аппаратом, но истинным художником — никогда! Движения живых сти-
хий неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны —
немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запомнить их, и этими
случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою карти-
ну… Мое воображение сильнее восприимчивости действительных впечатле-
ний. Они записываются в памяти моей как будто какими-то симпатическими
чернилами, проступающими весьма явственно от времени или от теплого луча
вдохновения. В течение сорока лет моей художественной деятельности я на-
писал очень много картин, на которых сосредоточены воспоминания о живой
природе разных местностей и разных эпох моей жизни. Бурю, виденную мною
у берегов Италии, я на моей картине переношу на какую-нибудь местность
Крыма или Кавказа; лучом луны, отражавшимся в Босфоре, я освещаю твер-
дыни Севастополя. Таково, повторяю, свойство моей кисти и характерная осо-
бенность моей художественной складки… Внимательно изучив игру света и
тени на волнах моря, на вершине гор, на купах деревьев — я могу воспроизво-
дить их как нечто давно мне знакомое…» (Алексин М. Н., Нестерова Е. В. Шко-
ла изобразительного искусства. Вып. 5. — М.,1994).