Основы реалистической школы живописи

Основы реалистической школы живописи формировались выдающими-
ся зарубежными и русскими художниками на протяжении многих веков.
Каждый талантливый художник, проходя свой творческий путь длиною в
жизнь, привносил в искусство свои большие или малые новаторские идеи,
приемы, новое понимание, трактовку живописных проблем, тем самым
расширяя возможности живописи и поднимая на новый качественный
уровень изобразительное искусство в целом. О значении преемственнос-
ти опыта известный французский художник Э. Делакруа писал:
«Не одаренность отдельной индивидуальности может нам раскрыть природу,
мы можем познать в природе лишь то, что позволяет уровень общей мысли
нашей эпохи — преемственное величие человеческого опыта, который как пе-
ремежающаяся молния освещает лишь один из склонов фасада, вчера еще
погруженного в темноту».
Рассмотрим, что составляет сущность художественного творчества в по-
нимании известных художников, философов, писателей. Главное и непре-
менное условие творческой деятельности — наличие таланта. Это природ-
ный дар, естественная способность человека к успешному выполнению
какого-либо дела. Без таланта нельзя творчески работать, но в то же время,
сам по себе талант еще не обеспечивает полного успеха, природные спо-
собности необходимо развивать, оттачивать.
Важным для художника является умение посредством глубинного чув-
ственного мышления непосредственно воспринимать жизнь, переживать ее
в ее естественной данности и многообразии, ибо настоящее искусство невоз-
можно вне мысли. Художнику необходимо, сохраняя «детскую наивность»
в восприятии, в чувствовании окружающего мира, глубоко анализировать
его в плане высших философских, идейно-нравственных проблем.
Известный немецкий философ И. Кант, обращаясь к проблеме художе-
ственного творчества, говорил о двух способах познания действительно-
сти — дискурсивном и интуитивном1. Их взаимодействие является необ-
ходимым условием творческой работы. При отсутствии интуиции, яркого
воображения у человека нет возможности создавать художественные про-
изведения, но это также невозможно и при отсутствии активной логичес-
кой деятельности рассудка, образования, мастерства.