Рисование фломастерами

Каждому, кто рисует фломастером, надо учитывать его
возможности. Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет
за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть,
поэтому работать им надо твердой и уверенной
рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые,
различных цветов, что расширяет их художе-
ственные возможности. Ими можно работать,
используя линию, штрих или декоративные
пятна. Хороши фломастеры для набросков с
натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-
оформительской работы.
Сангину, материал красно-коричневого
цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да
Винчи. Другое название этого материала —
красный мел. Сангина вырабатывается в виде
круглых или квадратных палочек и бывает
разных оттенков. Рисовать сангиной можно
линией, штрихом, используя растушевку, на
различной бумаге, картоне, грунтованном
холсте. Часто художники сочетают сангину с
углем, мелом, карандашом. Тем, кто не
приобрел первых навыков в рисунке, рабо-
тать сангиной не рекомендуется. Осваивать тех-
нику работы этим материалом следует начинать
в набросках, а продолжить в более длительных
рисунках с натуры или по представлению.

Рафаэлем, Рубенсом, Микеланджело, Рембранд-
том, Тицианом, Шарденом и многими други-
ми,— разнообразны по техническим приемам.
Рисование пером является отличной школой
воспитания руки и глаза. Перья бывают раз-
ных размеров и из разных материалов. Прежде
всего для работы важно, чтобы перо не цара-
пало бумагу. Меняя нажим на перо, можно
добиться разнообразной толщины линии.
Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а
гусиное или тростниковое — живую и выра-
зительную.