Уголь в рисовании

Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности.
Рисовальный уголь обладает большими вы-
разительными возможностями, им можно
выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и
сюжетную композицию.
Углем можно проводить как самые тонкие
линии, так и широкие, можно быстро заштри-
ховывать большие поверхности боковой сторо-
ной. Уголь дает глубокий бархатистый черный
цвет и большой диапазон тональных перехо-
дов. Им можно выполнять быстрые наброски,
эскизы и длительные рисунки. Он очень удо-
бен в работе и легко стирается. Уголь четко
выявляет форму предмета, дает возможность
передать свет и тень. Углем можно рисовать на
бумаге, картоне, холсте, стене и других повер-
хностях, пригодных для рисунка. Лучше ис-
пользовать шероховатую бумагу, можно и плот-
ную чертежную, которую следует слегка проте-
реть мелкой наждачной бумагой. Интересные
рисунки углем получаются на цветном фоне
неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине
и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают
косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготов-
ленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте
уголь самозатачивается.
Допускается сочетание угля с другими материалами — с сан-
гиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью,
специальным угольным карандашом «Ретушь».
Углем можно работать двумя способами: обычным графитным
карандашом, используя линии и штрихи, и с применением
тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой
или специальной растушевкой, которая изготавливается из
замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет
собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не
следует использовать для этого резинку, так как после нее
уголь ложится неровно.
Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой
или щетинной кистью. По освещенным местам формы реко-
мендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом.
Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать
для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют,
распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния
примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте
в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает
рисунок темнее.