Что такое точка зрения?

Уровень линии горизонта на картинной
плоскости определяется высотой точки зре-
ния.
Точка зрения — есть условное расположе-
ние взгляда художника относительно изобра-
жаемого объекта.
Очень трудно понять эту самую «точку зре-
ния*, потому что она — великая условность
искусства.
Только в процессе практического знания
можно наглядно представить это понятие.
Здесь полезно вспомнить о тех простых моделях
известного русского художника-педагога А. Са-
пожникова. Например, уменьшение предметов,
видимых в перспективе, доказывается наблю-
дением трех одинаковых проволочных рамок,
укрепленных на дощечке одна за другой.
Посмотрели мы на них в специальный глазок
(«точку зрения») одним глазом и видим: первая
рамка — самая большая, а третья — самая
маленькая. Перевернули рамки — и все стало
наоборот.
Следует избегать выбора слишком близкой
или слишком далекой точки зрения. Близкая
точка зрения дает резкие перспективные иска-
жения. Так, например, если рисовать лежащую
в перспективном ракурсе фигуру человека с
очень близкого расстояния, то ступни ног
будут казаться в несколько раз больше голо-
вы, а у протянутой по направлению к зрителю
руки пальцы будут значительно крупнее, чем
у другой руки, отодвинутой в глубину кар-
тины.
Придать монументальность изображаемой
фигуре человека, подчеркнуть важность
происходящего события можно с помощью
«низкой точки зрения» (снизу вверх), то есть
выбора низкого горизонта композиции
(ил. 112).