История развития перспективы в рисунке

В средние века используются достижения античности и
возникает иной тип пространства, поскольку все внимание
сосредотачивается на духовной и эмоциональной жизни людей.
На многих алтарных росписях, фресках, иконах, книжных
миниатюрах сохраняется единое пространство и оно, вопреки
общему мнению, передается абсолютно правильно с точки
зрения перспективы, но по-другому — не с помощью перспек-
тивных сокращений, а через геометризированные схемы и
символы. Художники используют синтез перспективных и
неперспективных методов изображения.

Когда происходит изменение средневековых представле-
ний, становится возможным переход к иным средствам пере-
дачи пространства.
Еще в XV веке художники научились рисовать пейзажи
как бы с высоты птичьего полета. Открытие такой перспекти-
вы было возможно благодаря силе воображения.
Эпоха Возрождения впервые создала математически стро-
гое учение о способах передачи пространства, назвав его сис-
темой перспективы. У художников Ренессанса перспектива
становится тем методом, который позволяет познать мир.
Основной принцип эстетики Возрождения: человек — мера
всех вещей — имеет наглядное воплощение на фреске Рафаэля
«Афинская школа», изображающей крупнейших мыслителей
античности. В пространственных построениях учитываются
пропорции человека. Величие человека определяет величие
архитектуры. Именно перспективные сокращения архитек-
турных конструкций подчеркивают глубину изображения.
Все линии построения направлены в центральную точку схо-
да, где расположены главные фигуры — Платон и Аристотель.
Платон указывает на небо, подчеркивая своим жестом, что
материя не существует без мира идей. Аристотель отстаивает
превосходство земного опыта, материального над идеальным,
духовным, и указывает на землю (ил. 97).