Изменение пропорций в рисунки

Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изме-
няются. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от
пропорций взрослого человека. У взрослого размер головы за-
нимает примерно 1/7 или 1/8 часть всего его роста, а у ребенка
четырех-пяти лет — 1/4 или l/5 часть.
У подростков величина головы примерно шесть раз уклады-
вается в длине тела (ил. 94, схема).
Есть определенные соотношения и у других частей тела.
Линия, делящая фигуру пополам, проходит через начало
бедер, то есть длина ног человека равняется половине его роста.
Концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он
стоит, приходятся обычно чуть ниже середины бедра. Пред-
плечье и плечевая часть руки, голень и бедро у ноги примерно
равны между собой.
У каждого человека свои характерные пропорции.
Обратите внимание, что, изображая человека, надо переда-
вать реальные пропорции, которые мы видим в действитель-
ности.
Основа активного подхода к рисунку человеческой фигуры —
построение «по движению». Определяются ярко выраженное
движение главных форм и динамика внутри формы. Изображе-
ние в рисунке движения, ритма, контраста и соподчинения —
обязательные задачи при изучении натуры. Стремление работать
цельно подразумевает не только верно взятые пропорции,
характерные особенности всех объемов, но и умение что-то
пропустить по ходу работы, а какие-то детали акцентировать.
При таком подходе вырабатывается прекрасная потребность
рисовать не просто правильно, а выразительно.