Античное искусство рисования

Античное искусство установило идеальные пропорции и
для головы человека, согласно которым она по вертикали от
темени до конца подбородка делится на две равные части
линией глазных впадин (ил. 83). Каждую из этих половин
можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верх-
нюю — линией волос, а нижнюю — основанием носа. Получа-
ется четыре равные части. Расстояние между глазами прини-
мается равным ширине крыльев носа.
Расстояние от бровей до основания носа определяет величи-
ну ушей. В действительности редко встречаются у людей та-
кие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы
видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуаль-
ные пропорции живой натуры.
Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропор-
ции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство
зависит во многом от правильно выдержанных общих пропор-
ций.
Следует помнить, что при определении пропорций лучше
сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соот-
ношениями таких же деталей в натуре.
Переходя к эмоциональной характеристике портретируемо-
го, полезно изучить схемы лица при различных психологиче-
ских состояниях на ил. 84.