Что такое глазомер

Однако никакие механические способы определения про-
порций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту
способность необходимо развивать в себе тренировкой.
Рисуя, нужно помнить, что мы изображаем предметы несколь-
ко меньшими их натуральной величины, поэтому необходимо
придерживаться единого масштаба для определения пропорций
всех объектов изображения, составляющих композицию.
Таким образом, выдержать пропорции в рисунке — значит
добиться соотношения величин всех частей предмета к целому
в пределах выбранного формата листа.
Поиск пропорций в изображении фигуры человека является
сложной задачей. Обратимся к истории, посмотрев, как решали
ее художники разных эпох и разных культур.
В Древнем Египте для изображения человеческой фигуры
был разработан специальный канон — то есть такая система
пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение
на части и позволяла по части определить целое и по одной части
тела определить другую. Известно, что египтяне положили в
основу деления фигуры 21 1/4 части. В это число входили
19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 1/4 части прихо-
дились на изображение традиционного головного убора (ил. 77).
Египтяне пользовались и специальными сетками-таблицами,
которые наносили на поверхность каменной плиты или стены
для создания рельефа или росписи (ил. 34а).
На сохранившихся и дошедших до нас памятниках можно
видеть, что горизонтальные и вертикальные линии делят рису-
нок в определенных местах, что соответствует членению фигур
на части. Были установлены также определенные размеры для
изображения сидящих фигур и изображения разных богов в
соответствии с их иерархическим старшинством (одни должны
быть выше, другие немного ниже). Детей изображали как
взрослых, но значительно меньшими по размеру. Художнику
необходимо было знать установленные каноном нормы и на-
учиться вписывать в них изображения, пользуясь сеткой-таб-
лицей. Единая система обучения и строгое соблюдение вырабо-
танных норм позволяли выполнять части одного произведения
разными мастерами. Когда такие части составляли в единую
композицию, то они точно сходились и не было нарушения
пропорций.