Рисунок и оригами

Изображение фигуры морского конька до-
ведено до такой степени обобщения, что по-
следний знак при отсутствии элемента, изобра-
жающего глаз, вызывает иные ассоциации.
Кроме изображения внешнего вида, знаком
можно выразить и другие особенности изобра-
жаемого существа. Например, можно нарисо-
вать мычащую или смотрящую корову, агрес-
сивного крокодила, передать то, что летучая
мышь обладает локационными свойствами.
Нередко в двух или нескольких знаках за-
ложен один и тот же изобразительный эле-
мент, но они несут различный смысл.
Например, в знаках улитки и музыкаль-
ного духового инструмента заложен такой
изобразительный элемент, как спираль, и
только специфические элементы формы на-
полняют каждый знак своим смыслом. Су-
ществуют пограничные состояния, когда
знак либо не напоминает ничего, либо ассоци-
ируется с другим предметом. Форма одного
объекта может переходить в форму другого
за счет добавления или исключения какого-
нибудь изобразительного элемента.
Обобщенное изображение, напоминающее
знак, получается в результате складывания
бумаги в искусстве оригами.
Сравнение знакового и реалистического изо-
бражений развивает абстрактное мышление.